Тема 1
Эмоционально-оценочные суффиксы
Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?
Пример 1.
Суффиксы – значимая
часть слова, с помощью которой могут образовываться новые слова. Для каждой
части речи характерны свои суффиксы, которые выражают определённое значение.
Например, некоторые суффиксы имён существительных могут обозначать и деятеля, и
орудие действия, и лицо, и вещь. Они могут образовать в одном случае
отвлечённое существительное, в другом – собирательное.
В художественных
произведениях для выражения авторского отношения к героям используются
существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также
оценочными суффиксами. С помощью таких
слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает
величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные:
ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении
(указать номер) слово «…» содержит
суффикс (указать суффикс и значение),
который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет).
Пример 2.
В русском языке
исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с
суффиксами, обозначающие лицо: девочка - девчурка - девчушка – девчонка и др.
Можно нанизывать суффиксы субъективной оценки, так что происходит их удвоение,
утроение: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища.
Суффиксы создают
богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только существительных
и прилагательных, но и других частей речи.
В русской
художественной литературе множество интересных примеров искусного применения
словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной
окраски слов. Например, у Грибоедова
Фамусов использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику
(Скалозубу): «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее». В иных
репликах эти же суффиксы придают речи ироническую окраску: «Будь плохонький, да
если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених»; создают
фамильярно-непринужденный тон его монологов: «Как станешь представлять к
крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»
А пристрастие
Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий
оттенок, подчеркивая его зависимое положение: «Ваш шпиц - прелестный шпиц, не
более наперстка, я гладил все его; как шелковая шерстка». В монологах Чацкого
слова с оценочными суффиксами звучат сатирически: «Французик из Бордо». Гоголь
с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города N,
пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями: «Фестончики, все
фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из
фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».
Использование
выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших
писателей было обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными
художественными задачами.
Однако, как это ни
странно, нашу речь портит немотивированное использование «ласковых» словечек.
Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: «Головка
болит, ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не
покажется ли он при этом смешным?
У некоторых людей
есть дурная привычка - делать свою речь «слишком вежливой»:
«Два билетика, прошу вас!», «Мне справочку заверьте,
пожалуйста!»
В повседневной
речи, а тем более в публичных выступлениях, не следует злоупотреблять
уменьшительно-ласкательными словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание
законов красноречия.
(Словообразование в
русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству
и разнообразию оценочных аффиксов. У разных частей речи оценочность,
создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией
обладают суффиксы субъективной оценки существительных.
От существительных,
нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении, путем аффиксации можно
образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом - домик, домишко;
брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька. Подобные
существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком
положительной оценки. Рядом с такими существительными часто используются
оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» (по выражению А.А.
Потебни) другое: маленький домик, седенький старичок.
В составе
размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом - домина, домище;
детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки.
Выделяются
суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция,
книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными
суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё; отвлеченные
существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное
значение: спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скулеж, скукота,
смехота. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают
суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка,
кривляка, слабак, чужак, вертун ловкач, рвач, разгильдяй, холуй. Правда, у
некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь
разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга.
В русском языке
исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные
образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка -
девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок
- старикан - старикашка - старичишка. Русское словообразование позволяет
нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что «экспрессивное напряжение слова
может выразиться в удвоении, утроении суффиксов»: Дочурочка, бабуленция,
крохотулечка, духотища, срамотища.
Интересна в
стилистическом плане и префиксация существительных. Ей обязаны своей
выразительностью такие, например, слова, как раскрасавица, сверхчеловек,
суперколосс, ультрамода, экстросовершенство. Однако префиксальный способ
словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей,
и по богатству экспрессивных оттенков.
Для словообразования
прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных
значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие
положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а
также-отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий. Экспрессивны
приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления
признака: всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый,
разудалый. Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели
прилагательных типа милый-милый, долгий-предолгий, которые указывают на сильное
проявление признака.
Числительные, как
правило, не образуют экспрессивных форм с помощью аффиксации. Исключение
составляют лишь те, которые совмещают значение числительных и других частей
речи. Так, слова тысяча, миллион, миллиард, сохраняющие грамматические признаки
имен существительных, образуют формы субъективной оценки: тысчонка, миллиончик.
В составе
неопределенно-количественных слов, совмещающих функции числительных и наречий,
суффиксальные экспрессивные образования не редкость: немножко, немножечко,
маленько, маленечко, многовато, маловато, столечко.
Среди местоимений
можно указать такие, которые благодаря суффиксам получают экспрессивную
окраску: всяческий, нашенский, ничегошеньки, никогошеньки, таковский. Все они
снижены; причем некоторые выражают иронию, пренебрежение.
В стилистическом
словообразовании наречий отражаются закономерности аффиксации тех частей речи,
с которыми они соотносительны, и прежде всего существительных и прилагательных:
рядком, вприкусочку, вприсядочку, давненько, недалечко, полегоньку, ранешеньку,
а также числительных: помаленьку, нисколечко и местоимений: по-свойски,
по-нашенски. Отдельные словообразовательные модели типичны только для наречий:
опосля, впервой, вдругорядь.
Глагольное
словообразование, для которого не характерны словообразовательные формы,
уступает именному по силе экспрессии (ср. «странное» словечко у В. Хлебникова:
Кому сказатеньки, как важно жила барынька?). Однако и среди глаголов можно
выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической
окраской. Как правило, экспрессивны глаголы, образованные от местоимений:
якать, тыкать, выкать; междометий: ахать, охать, мукать, тявкать, а также от
существительных и качественных прилагательных, имеющих оценочное значение:
базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать,
подличать.
Среди глагольных
новообразований продуктивны сниженные глаголы на -ничать: активничать,
дипломатничать, насмешничать, подхалимничать, принципиальничать и др. их
дополнительные смысловые оттенки - неодобрение, порицание.
Другая продуктивная модель
- глаголы на -ить, образованные от существительных: бюллетенить, температурить.
Они также выделяются сниженной окраской. Разговорно-просторечный характер
отличает глаголы типа тормознуть, спекульнуть.
Для глагольного
словообразования весьма характерно снижение стиля путем прибавления постфикса
-ся, который в этом случае не влияет на залоговое значение глагола: звониться,
зеленеться, краснеться, маячиться, обещаться.
В арсенале
словообразовательных средств глагола большое место занимает префиксация, которая
нередко вносит изменения не только в семантику слов, но и значительно усиливает
их экспрессивную окраску, превращая глаголы межстилевые в разговорные и даже
просторечные: тратиться - поистратиться; франтить - прифрантиться -
выфрантиться.
Среди многочисленных
приставочных образований глаголов особое внимание стилиста привлекают те,
которые имеют сильную экспрессию, хотя образованы сочетанием нейтральных основ
с нейтральными аффиксами: добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться,
уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др. Именно
приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую
степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления
(исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную
окраску.
Кроме знаменательных частей речи, стилистическую активность в процессе
аффиксации проявляют междометия и частицы. Многие из них получают яркую
экспрессию благодаря суффиксам: баюшки, баюнюшки, охохонюшки, агушки, агунюшки,
аиньки (частица а), нетушки, спасибочко и др. К этим эмоционально окрашенным
словам примыкают и изолированные формы изменяемых частей речи,
трансформированные в результате экспрессивной суффиксации: спать - спатеньки;
потягушки, потягушеньки, потягунюшки. Эти слова употребляются только в устной
речи с экспрессией ласкательности, причем обычно при обращении к детям.)