Тема 2
Роль вводных слов и обращений
Обращение: основные функции обращения. служит не только для
указания на адресата речи, но и для выражения отношения к нему, часто
эмоционального, для регулирования социальных отношений (речевой этикет).
Особую функцию выполняют обращения в поэтической речи, в
которой семантика слова обычно усложняется и расширяется. Обращение в художественной
речи часто утрачивает собственно звательную функцию. Поэтический текст, как
правило, не предполагает конкретного адресата речи, в нем широко используются
обращения к предмету речи, к неодушевленным объектам, явлениям природы.
Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный прием
— прием олицетворения, с помощью которого поэт или прозаик получает возможность
сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи,
наиболее полно выразить свое к ним отношение. См., например:
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
В художественной речи представлены разные типы обращений к
не лицам. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям
природы во всем ее многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и
времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира
человека и др., см., например: Флоренция, ты ирис нежный (А. Блок); Тебе, Москва,
пережитое за полстолетья отдаю (П. Антокольский); Звезда печальная, вечерняя
звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал
вершины (А. Пушкин); Что ты, осень, наделала с нами? (Н. Заболоцкий); О мысль!
Тебе удел цветка! (Е. Баратынский); Легче лисенка скрыть под одеждой, чем
утаить вас, Ревность и нежность (М. Цветаева).
Обращение
Прочитайте. Найдите
предложения с вводными словами. Подберите к ним синонимы. Обоснуйте свой ответ.
Перепишите, расставляя знаки препинания.
Ваши рассуждения естественно
подводят нас к правильному решению. 2. Ваши рассуждения естественно верны. 3.
После обхода больных врач может быть у себя в кабинете. 4. Врач может быть
сегодня задержится. 5. Стемнело дорогу плохо видно. 6. Видно сегодня он
вернется позже обычного. 7. Наконец гроза кончилась. 8. Рассуждение во-первых
должно быть доказательным во-вторых логичным наконец нешаблонным. 9. Задача
решена верно. 10. Верно они заблудились и не могут найти дорогу к дому.
Вводные слова
.Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом
От них кружится голова, И радуюсь всему подряд.
Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не
два
И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова,
И все ж удобны потому, И чаще прочих среди них
Что выдают легко другим, Слова «во- первых», «во-
вторых».
Как мы относимся к тому, Они, начав издалека,
О чем, смущаясь, говорим. Давали повод не спеша
Мне скажут «К счастью…» Собраться с мыслями, пока
И потом Не
знаю, где была душа.
Пусть что угодно говорят,
ВЫВОД:
Действительно, обращения и вводные слова иногда замедляют
нашу речь, но, с другой стороны, помогают нам назвать того, к кому мы
обращаемся с речью, выразить своё отношение к тому, о чём мы сообщаем, связать
наши мысли. Следовательно, изучать и употреблять обращения и вводные слова в
нашей речи необходимо.